"Взаимодействие с агрессивными детьми" консультация для родителей в рамках недели психологии

Консультация для педагогов и родителей
«Взаимодействие с агрессивными детьми».
Подготовила: педагог-психолог Андриевская М.А.

 

Цель: изменение формы общения с агрессивными детьми; повышение культуры общения, в том числе речевого обучения навыкам реагирования на неприемлемое, с точки зрения взрослого, поведение детей с помощью «Я-сообщений», высказываний, содержащих только выражение собственных чувств педагога или родителя.
Для оптимизации конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей предлагаю вашему вниманию некоторые правила.

Правило 1.

Игнорировать незначительную агрессию. В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, целесообразны следующие позитивные стратегии:

- простое игнорирование реакции ребенка;
- выражение понимания чувств ребенка «Я понимаю, что тебе обидно»;
- переключение внимания или предложение какого-либо задания;
- позитивное обозначение поведения «Ты злишься, потому что ты устал».

Правило 2.

Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка. Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Родители и педагоги склонны обобщать однократные поступки до личного ярлыка. Анализируя поступок, важно ограничиться обсуждением только актуального поведения ребенка, по принципу «здесь и сейчас», избегая анализа других поступков.

В ряде случаев необходимым является установление с агрессивными детьми обратной связи. Для этого чаще всего используются следующие приемы:
1. Констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведешь себя агрессивно».
2. Констатирующий вопрос: «Ты злишься?»
3. Раскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь демонстрировать силу?»
4. «Я-сообщение» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению): «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит».
5. Апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило».

Правило 3.
Контролировать собственные негативные эмоции.

Педагогам и родителям необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он:
- не подкрепляет агрессивное поведение;
- демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;
- сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Правило 4.

Не усиливать напряжение ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - снизить напряжение ситуации.

Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию, включают в себя:
- повышение голоса, демонстрацию власти: «Педагог здесь пока еще я!», агрессивные позы и жесты, сарказм, насмешки, нотации, проповеди, угрозы или наказания, придирки, придирки, передразнивание. Некоторые из этих реакций могут остановить проступок, но на короткое время.

Правило 5.

Обсуждать проступок. Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение детей всякий раз, когда оно превышает допустимый порог. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, а только после того, как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся.

Правило 6.

Сохранять положительную репутацию. Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину ребёнка «Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», что не распространяется на индивидуальную беседу;
- не требовать полного подчинения, позволить ребёнку выполнить требование взрослого по-своему;
- предложить ребёнку компромисс.
Часто дети используют «свои способы» сохранения самоуважения, такие как:
- «тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться;
- строят гримасы, выполняя вашу просьбу;
- перед тем, как подчиниться, говорят что-то типа «не хочу, не буду», чтобы последнее слово осталось за ними.
Если позволить им подчиняться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.

Правило 7.

Демонстрировать модели неагрессивного поведения. Важное условие педагога и родителя «контролируемой агрессии» - это демонстрирование моделей поведения, альтернативных агрессивному. Альтернативное поведение, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приемы:

- выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
- тайм-аут – предоставление возможности ребенку успокоиться наедине;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- использование юмора;
- апелляция к правилам.
Наибольшая польза от этих приемов в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций. Таким образом, можно сказать, что взрослому крайне важно при общении с агрессивным ребенком быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребенок их услышал. Также взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребенка. Наибольшая польза от этих приемов в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций.